УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Отметим, что экзамены — это стресс не только для самого сдающего, но и для окружающих его людей — родителей и других родственников.
Экзаменационный стресс проявляется как на физиологическом (недосыпание, переутомление, излишнее волнение и т.д.), так и психологическом уровнях (информационный стресс — переработка и запоминание большого объема литературы; эмоциональный стресс — восприятие и переживание новой необычной ситуации, состояние угрозы собственной идентичности и представлениям о себе, страх отрицательной оценки со стороны родителей, друзей, педагогов).
Стрессовое состояние может сопровождаться взволнованностью, испугом, которые нарушают согласованность действий, затормаживают мышление, препятствуют сознательному управлению деятельностью и вызывают необдуманные действия. А, в довершение всех неприятностей, зачастую приводит к прямо противоположному результату: вместо успешной оценки, получается наоборот.
Практика показывает, что можно изменить свое отношение к экзаменам и быть хозяином ситуации. Ведь сигналы опасности говорят не об отсутствии готовности, а о недостатке подготовленности. Есть несколько вариантов поведения при подготовке и сдаче экзаменов, которые позволят вашему ребенку достигнуть желаемого результата и сохранить благополучный психологический климат в семье.
Начать нужно с ритма дня. Не нужно лишать себя привычных занятий спортом, возможности посещать друзей и т.д. Аналогичным образом, и родителям школьника не стоит запрещать ему болтать по телефону, и если ему вздумается навестить бабушку, пусть навещает — это будет для него расслаблением и разрядкой. Заставлять, пожалуй, нужно выполнять лишь одно требование: вовремя ложиться спать. Не забывайте о биологических особенностях организма, человек может быть «совой» или «жаворонком». Для большинства людей, кстати, уровень биологической активности снижен в период с 17 до 18 часов.
Можно ли принимать тонизирующие средства? Можно, например, препараты женьшеня, элеутерококка, янтарной кислоты, другие растительные средства. Кофе — совсем чуть-чуть, утром, чтобы проснуться (для тех, кто привык так начинать день), не забывайте, что у некоторых подростков кофе может спровоцировать усиление тревоги.
Важно отметить, что лекарственные средства могут быть рекомендованы только врачом, строго индивидуально. Родителям следует обеспокоится таким способом поддержания стрессоустойчивости ребенка заблаговременно, так как большинство препаратов действует только накопительно, поэтому разовый прием не поможет.
Питание школьника должно быть трёх-четырёх-разовое, калорийное и витаминизированное. Мёд, грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты — обычное здоровое питание, принципы которого хорошо бы соблюдать не только во время экзаменов. Очень полезны бананы — «антистрессовый» фрукт, богатый веществами и способствующий выведению из организма гормона стресса — адреналина. Полезны также изюм и гречневая крупа.
Нормальный сон и отдых — строго обязательны. Старайтесь мягко, но настоятельно объяснить ребенку, как важно минимизировать использование гаджетов в период подготовки к экзаменом. Многие подростки в ходе таких бесед признаются, что не могут сами справится с соблазном лишнее время провести в сети Интернет и соглашаются отдавать мобильные средства на определенный период времени родителям.
Ошибки, которых необходимо избегать
1. В ходе подготовки к экзаменам родители часто используют тактику запугивания. Они любят повторять: «Будешь мало заниматься — не сдашь» или «Не будешь стараться — будут плохие результаты», «Ты совсем не готов», «Это так сложно», «У тебя не будет будущего», «Станешь неудачником», «Будешь мало зарабатывать». Такой метод не повысит мотивацию, а наоборот создаст эмоциональные барьеры, которые школьник не в силах самостоятельно преодолеть. Ребята начнут переживать и волноваться еще больше, им будет казаться, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам.
2. Озвученная угроза лишения родительской любви и дружбы. Главное родительское спокойствие и ни в коем случаи никаких угроз или запугивания, поскольку — это не мотивирующая позиция, а позиция, которая выстраивает ряд барьеров, с которыми ребПнок борется в то время, когда следует готовиться к экзамену. Нас так воспитывали, что в первую очередь мы обращаем внимание на неудачи, на ошибки ребенка. Однако при общении с ребенком необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах. Очень важно, чтобы школьник поверил в свои силы и знал, что у него все получится. Мы должны создать ситуацию успеха для ребенка. Если мы будем постоянно указывать на то, что у него не получается и что он сделал неправильно, то у ребенка сформируются негативные установки: «У меня ничего не получится», «Я ничего не смогу». В результате повысится его тревожность.
3. Неправильное формулирование слов поддержки «Не бойся», «Не переживай» — надо «Держись», «Успокойся», «Я верю в тебя».
В заключение, несколько общих советов:
• Не завышайте планку требований к ребенку.
• Подчеркивайте все его удачи и достижения и не заостряйте внимание на возможном провале.
• Заряжайте своего ребенка позитивным отношением к предстоящим испытаниям.
• Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка ни с кем, будь то друзья, братья или сестры. Это контрпродуктивно, потому что он — это он, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера.
• Не зацикливайтесь на экзаменах вашего ребенка, как если бы это был вопрос «быть или не быть?»
• Не драматизируйте само событие экзаменационной сессии.
• Проявляйте интерес и к другим сторонам жизни вашего сына или дочери, а не только к его учебе.
• В случае яркого проявления стресса обращайтесь к врачу.
И самое главное: дайте твердо понять вашему сыну или дочери, что они дороги вам и любимы за их прочие замечательные качества — вне всякой зависимости от академических успехов или неудач.