Уважаемый родитель!
Буллинг (от английского слова «bully» — хулиган) — это насилие, осуществляемое одним или несколькими людьми над другим, более слабым человеком. Проще говоря, это травля, притеснение, издевательство над личностью.
Для буллинга характерны следующие признаки:
намеренность;
регулярность (травля происходит планомерно, изо дня в день только усиливаясь);
Ш явное неравенство сил (жертва не в состоянии самостоятельно защититься от нападок агрессора).
В травле всегда участвуют три стороны: агрессор (буллер), жертва и наблюдатели (сюда входят и активные приспешники лидера, и пассивные сторонние наблюдатели, которые видят происходящее, но предпочитают не вмешиваться и не идти против большинства).
Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу?
Родителям нужно стараться устанавливать с ребёнком доверительные отношения, наблюдать за его поведением, обращая внимания на любые его изменения. Если ребёнок доверяет родителям и уверен в их поддержке, вероятно, что он сам поделится своими проблемами.
Поводами для тревоги могут стать следующие признаки:
ребёнок вдруг стал эмоционально неуравновешен (может внезапно расплакаться или рассердиться и хлопнуть дверью);
часто говорит о том, что он никому не нужен и никто его не понимает;
у него испортился аппетит, появились проблемы со сном, головные боли, диарея, тошнота, депрессии;
ребёнок не хочет идти в школу, не общается с одноклассниками вне стен учебного учреждения, не приглашает друзей домой, предпочитает быть один или в компании взрослых;
часто приходит из школы со следами драки, в порванной или испачканной одежде;
у него часто заканчиваются карманные деньги и пропадают вещи;
у него портится настроение после общения в социальных сетях, он боится включать компьютер.
Интернет-буллинг
Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли — кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путем распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров — выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе.
Профилактика буллинга
Проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:
«Чучело» Ролана Быкова;
«Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
«Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
«Садист» Ларри Кларка;
«Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
Противостояние буллиннгу:
Если родители подозревают, что ребёнок подвергается буллингу, необходимо срочно принимать меры. Для начала нужно установить прочный контакт с ребёнком, поговорить с ним по душам, дать понять — что бы ни случилось, у него всегда есть поддержка. Затем попытаться разобраться в ситуации и понять, что на самом деле происходит. Очень важно не отмахиваться от сложностей ребёнка («ерунда, ничего серьёзного, сами разберутся»). Но и чересчур не опекать, не бросаться в школу, к обидчикам по любому поводу. Во-первых, если стычки происходят не регулярно, то это, скорее всего, не буллинг, а обычные конфликты, которые не могут не происходить в детском коллективе, дети действительно должны сами учиться решать такого рода проблемы. Если же родитель будет из-за любой стычки вмешиваться, это не пойдёт ребёнку на пользу (во- первых, он впоследствии не сможет решать свои проблемы самостоятельно, а, во-вторых, это может сослужить плохую службу, вызвав антипатию у сверстников и их насмешки).
Для того, чтобы побороть буллинг, необходимо:
ш научить ребёнка отвечать обидчикам, стараться не поддаваться на провокации, ведь буллер «питается» страхом и беззащитностью жертвы. Как только жертва поднимает голову, агрессор теряет к ней интерес; т учить ребёнка смотреть обидчикам в лицо, не обращать внимания на колкости и обидные слова;
‘я повышать его самооценку, уверенность в себе. Чаще акцентировать внимание на его достоинствах;
отдать в секции или кружки, чтобы он мог развивать какие-то навыки и умения и совершенствовать их.
Кроме того, родители должны заручиться поддержкой классного руководителя, который в свою очередь побеседует с детьми в присутствии школьного психолога. Если родители обидчиков и учителя не идут на контакт и не желают разбираться в сложившейся ситуации, нужно писать заявление в вышестоящие инстанции, если же имеют место побои и издевательства, обращаться в правоохранительные органы.